Умный дом от Housecontrol +7 (495) 66-146-33 Получить расчет стоимости

Декоративность и функциональность конфликтуют друг с другом

Кто-то из прекрасных сказал такие слова: те, кто уже выбрал свой стиль, не нуждаются в разговоре о стиле. И всё же, наша задача заключается в том, чтобы помочь вам в этом вопросе. Что такое светильник – декоративный предмет интерьера с функцией освещения или – наоборот – осветительный прибор, играющий еще и декоративную роль?

Пожалуй, оба определения справедливы. Но второе их них имеет более очевидное прикладное значение. Именно с него мы и рекомендуем вам начинать при подборе светильников для своего жилища (а не для чужого). Обратите внимание: дизайнерские амбиции не должны подминать под себя элементарное удобство, зрительный комфорт (а такое нередко случается). То, что прекрасно выглядит на выставке, в салоне или у друзей, может оказаться совершенно невыносимым у вас дома – просто потому, что в магазине вы находитесь под светом озарившего вас светильника пять минут, в гостях – два часа, а дома вам придется жить с ним целую вечность. Не просто находиться рядом, но именно жить с ним, то есть совершать какие-то действия, которые были бы невозможны без света.

Другая крайность тоже заслуживает того, чтобы быть отметенной вами. Мы все знакомы с торшерами, люстрами и бра, дающими превосходный осветительный эффект, который… вызывает лишь отрицательные эмоции из-за неудовлетворительного дизайна своего носителя. Итак, лучшим светильником является тот, для которого в равной степени справедливы обе дефиниции, выделенные жирным шрифтом в первом абзаце этой главы. А если одна из них доминирует – то есть если данный светильник чересчур декоративный или только функциональный – тогда… лучше поищите что-нибудь еще, благо выбор сейчас огромен.

Все стили будут в гости к нам (от Римской империи до Евросоюза)

Cветильник – это своего рода скульптура, несущая свет. Она находится в известной изоляции от прочих предметов, населяющих пространство – мебели и прочих конструкций и тел, света не несущих. У светильника особая – сакральная – роль. По отношению к другим предметам, которыми оснащено ваше жилище, светильник является старшим, главным – даже в том случае, когда он не доминирует или даже вовсе почти незаметен визуально. Кстати, скромность украшает не только людей. Многие дизайнеры, архитекторы, искусствоведы полагают, что светильник должен проливать свет, то есть привлекать внимание к интерьеру, а вовсе не к себе самому. По их мнению, его роль заключается в том, чтобы выступать всего лишь в качестве посредника между человеком и архитектурой. Но существует и другая точка зрения. А именно, светильник может, а иногда и должен быть стилевой доминантой интерьера, его центральным элементом или, по крайней мере, одним из таковых.

Далее, поскольку светильник в известном смысле этого слова главнее других вещей, сосуществующих с ним, он способен с успехом соединять несоединимое – предметы разных стилей, волею истории или судьбы вынужденные сосуществовать друг с другом. Светильник может стать тем объединяющим началом, тем "цементирующим веществом", благодаря которому достаточно разрозненные в стилевом отношении предметы интерьера образуют прочную композицию в жанре эклектики или даже – при удачном стечении обстоятельств – высокой эклектики. Например, стеллаж для книг и кресло могут быть конфликтующими друг с другом представителями двух весьма разных эстетических направлений или эпох. Примирить их может светильник, имеющий нечто общее как со стеллажом, так и с креслом.

И если уж мы заговорили о стилях, самое время перейти к обсуждению стилевых особенностей светильников. Как и все прочие элементы архитектуры, они претерпели многотысячелетнее развитие. Разумеется, мы говорим здесь о художественных свойствах светильников, а не о том физическом способе, посредством которого излучается свет. В стилевом отношении современный галогенный светильник может ничем не отличаться от средневекового паникадила со свечами или от античного бра, в котором горело масло. Каждая эпоха, каждый художественный стиль – от классики до хай-тека – порождали свои светильники. Но если до ХХ века стиль был синонимом и атрибутом определенной эпохи (например, после появления ампира практически никто уже не строил в стиле барокко), то в минувшем столетии люди воспроизводили архитектуру всех без исключения стилей, разработанных со времен Римской империи до расцвета (?) Евросоюза с его новой единой валютой. ХХ век – это век интеграции (особенно его вторая половина), и архитектурные стили не исключение.

Каждый стиль, конечно же, остался самим собой, но повсеместное распространение разных стилей в условиях стремительно развивающихся технологий и серийного промышленного производства привело к появлению грандиозного множества светильников, унаследовавших те или иные черты разных стилей. То есть интеграция произошла в том числе и на уровне художественного, если рассматривать какой-нибудь один отдельно взятый светильник. Разумеется, классика не перестала быть классикой, а хай-тек пока еще не перестал быть хай-теком, но дистанция между ними значительно сократилась. Точно так же и в Европе Нидерланды не перестали быть Нидерландами, а Италия не перестала быть Италией, но между ними уже не столь большое расстояние (в экономической, культурной, стилистической плоскости), как это было еще двадцать – сорок лет тому назад.

Осматривая экспозиции и каталоги светильников, можно сказать, что неоклассика (художественно обновленная старина, "роскошная" античность) сегодня соревнуется с хай-теком (лаконичными, упрощенными формами) в присутствии своих исторических наследников – соответственно, модерна (романтического стиля с плавными линиями и декоративными подробностями) и авангарда (парадоксальных решений, вызывающих у большинства людей недоумение). Между этими основными на сегодняшний день стилями (если исходить из численных показателей) и происходит борьба за покупателя. Причем часто (даже очень часто) между этими стилями нельзя провести достаточно четкую границу. Неоклассический светильник нередко стилистически соседствует с модерновым, модерновый – с хай-тековским, а образец авангардизма может представлять собой скупую на сантименты хай-тековскую основу, которая была продвинута вперед – туда, куда еще не ступала дизайнерская мысль – и обогащена по ходу этого движения некоторыми художественными подробностями – чуждыми минималистичному хай-теку, но свойственными, например (о, чудо!), модерну, классике или чему-нибудь еще старому-доброму.

Таким образом, стили стремятся проникнуть друг в друга, открывая перед вами необъятные просторы для творческого декорирования вашего жилища. Один-единственный светильник может принести с собой одновременно атмосферу античности и современности, романтизма и лаконичной строгости. Эти величины отнюдь не противоречат друг другу, и то, какая из них в данный момент актуальнее, зависит в первую очередь от созерцателя – то есть от вас, уважаемый читатель. В самом деле, многие светильники являют собой прекрасные образцы стилистической многофункциональности. Утром вы видите в торшере одно, вечером – уже совершенно другое. А через пару лет, возможно, вы ощутите, что в него интегрирована вся художественная история человечества. И в этом, вообще говоря, нет ничего удивительного: хорошие дизайнеры глубоко исследовали, прочувствовали, пережили всё, что было создано до них, благодаря чему из-под их карандаша появляются новые произведения дизайнерского искусства, соединяющие в себе всё прекрасное, причем в метаисторическом масштабе.

От сложного к простому(путь к совершенству)

Что и говорить, человечество и его искусство уже достаточно зрелы. В том числе архитектура и интерьерный дизайн как разновидности предметного, телесного искусства. Причем, заметьте, их развитие в истории шло по пути от примитивного ко всё более сложному, а затем от сложного к простому. Процесс усложнения отнял многие тысячи лет, а упрощение, по сути дела, началось лишь около двухсот лет назад. И немудрено: усложнить просто, упростить сложно. Последнее как раз и является зрелостью.

Конечно, это вовсе не значит, что массивные хрустальные люстры, причудливые резные ноги торшеров или удалое литье канделябров уже не имеют права на жизнь. Однако, всё же, они являют собой нечто старое – то, из чего человечество уже давно выросло. Впрочем, выбирая светильники, вы можете с удовольствием найти среди них стилистику давно минувших дней, это ваше право. И ведь главное не то, каков стиль данного светильника – старый или новый. Главное – чтобы вы чувствовали себя в своей тарелке, чтобы светильники вас радовали. Вам нравятся сложные, даже витиеватые формы? Пожалуйста! Просто тогда к вам не относится высказывание Жана Кокто "стиль – это способность говорить просто о сложных вещах, а вовсе не наоборот". Ну и не принимайте этого близко к сердцу. Живете же, в конце концов, вы сами, а не Жан Кокто. И он даже не придет к вам в гости на два часа.

Бесспорно, светильники являются знаковыми предметами. Покажи мне, какие у тебя светильники, и я скажу, кто ты. И, может быть, после этого я почувствую, что нам… есть о чем поговорить. Рыбак рыбака видит издалека. Светильники – это одна из форм коммуникации между людьми – как между очень близкими, живущими вместе, так и между весьма далекими, встречающимися несколько раз в год или – так тоже бывает – всего лишь один раз в жизни. Поразмыслите об этом в кругу своей семьи. Если же вы человек одинокий, то ваши светильники, возможно, сыграют еще более ценную роль: как раз они могут способствовать преприятнейшему знакомству.

Одноразовые светильники (дешевые и дорогие)

Теперь несколько слов о времени жизни светильников. Разумеется, это не то время, которое тот или иной осветительный прибор способен физически прослужить до своего распада. Здесь речь идет в первую очередь о моральной амортизации – как вообще, так и в конкретном – то есть вашем – жилище. Понятно, что светильники без дизайна как такового не выдерживают испытания временем (мы пишем наш обзор, надеясь, что вам – как и подавляющему большинству наших читателей – не чужда эстетика и не всё равно, какие предметы освещают ваш дом). Светильник без продуманного, полноценного дизайна – эдакий "никакой", стандартный, безликий светильник – уже очень скоро вас разочарует. И даже если он сделан из муранского стекла высшей категории, это не спасет его от гибели в ваших глазах. А вас, вероятно, от расходов на новый светильник.

Теперь становится понятно, почему стоимость светильников, поначалу кажущихся приблизительно одинаковыми, может отличаться в несколько раз или даже в десятки раз. Очень просто: среди дешевых светильников большинство составляют художественно одноразовые, то есть такие, которые с первого взгляда или, допустим, через неделю вызывают изжогу у человека со вкусом. Впрочем, нечто подобное случается и с дорогими, в том числе авторскими светильниками, если они слишком усложнены, слишком декоративны, слишком экстравагантны или обладают еще каким-нибудь "слишком". Вот это уже сложнее и опаснее. Если неудачный светильник, стоивший тысячу рублей, можно без сожаления выбросить или отвезти на дачу с глаз долой, то пресловутый светящийся кактус за тысячу долларов, пожалуй, надолго станет вашим заклятым другом – после того как вы ощутите, что ваши впечатления в магазине были – на самом-то деле! – обманчивыми. Увы, некоторые вещи человек не способен уловить сразу. В выставочном зале кактус казался прекрасным, а уже через два месяца стал самым ужасным предметов в доме. Почему такое произошло? Потому что именно два месяца были необходимы человеку для достижения новой ступени зрелости. Вот почему бывает очень полезно получить 50-долларовую часовую консультацию дизайнера или декоратора – человека искушенного, прошедшего уже многие ступени зрелости в сфере художественного.

Однако, если у вас нет профессионального консультанта, которому вам хотелось бы доверять, положитесь на свой вкус. Наша рекомендация: ничего слишком. Именно этими двумя словами характеризуются светильники (равно как и прочие предметы интерьера), созданные подлинными мастерами. Их произведения (в просторечии они именуются моделями) не только способны долго прожить в вашем интерьере, но и выдерживают многочисленные переиздания в течение пяти, десяти, пятнадцати лет – при том, что любая уважающая себя фабрика обновляет свою коллекцию ежегодно, внося в нее новые образцы. А некоторые модели становятся и вовсе эпохальными, нетленными, занимая достойное место в музеях. Например, знаменитый светильник Bulb Инго Маурера выставлен в американском Музее современного искусства.

Теперь становится очевидным, почему светильник с именем и светильник без имени, марочный и немарочный светильник могут оказаться столь далеко друг от друга на ценовой шкале. Потому, что они отстоят еще дальше по своей сути, по своему содержанию, по своим художественным свойствам, по тем ощущениям, которые они вызывают у человека со вкусом (материалы и качество их обработки тоже весьма разнится, но об этом в последней главе обзора). Хороший дизайн продуктивен, он всегда несет в себе свежесть, почти не увядающую со временем. Напротив, массовое производство бездуховно, его продукция не нова и поэтому художественно нежизнеспособна, или – что то же самое – нежизнеспособна. И, разумеется, между этими двумя крайностями есть множество промежуточных степеней.


Благодарим сайт http: //www.yondi.ru за предоставленную информацию